Изобразительное искусство
СОШ 38
Композиция и дизайн
СОШ 38
Живопись и рисунок
СОШ 38
Регистрация
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.mbmacenko.ru/

Банк Интернет-портфолио учителей
Продленка
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Сообщество педагогов
Сейчас на сайте: 3

чат доступен
только пользователям

Не нужно доказывать, что образование - самое великое благо для человека
Николай Гаврилович Чернышевский

Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)

Уроки 6 класс

Искусство в жизни человека

1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.

Темы уроков

1Изобразительное искусство в семье пластических искусствДля выполнения заданий понадобятся: карандаши, цветные мелки, пастель, гуашь, акварель, кисти, бумага
2Рисунок – основа изобразительного творчестваДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, акварель, кисти бумага
3Линия и её выразительные возможностиДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, гелевые ручки, краски, бумага
4Пятно – как средство выражения. Композиция как ритм пятенДля выполнения заданий понадобятся: акварель, бумага, кисть
5Цвет. Основы цветоведенияДля выполнения заданий понадобятся: акварель, бумага, кисть
6Цвет в произведениях живописиДля выполнения заданий понадобятся: акварель, бумага, кисть
7Объёмные изображения в скульптуреДля выполнения заданий понадобятся: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы
8Основы языка изображенияДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, бумага, кисти

Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый. В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество. 

2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт

Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве ХХ века.

Темы уроков

9Реальность и фантазия в творчестве художникаДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, бумага, кисти
10Изображение предметного мира – натюрмортДля выполнения заданий понадобятся: цветная бумага, клей, ножницы
11Понятие формы. Многообразие форм окружающего мираДля выполнения заданий понадобятся: бумага, ножницы, клей; карандаш, бумага для зарисовок
12Изображение объёма на плоскости и линейная перспективаДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, бумага
13Освещение. Свет и теньДля выполнения заданий понадобятся: гуашь (тёмная и белая — две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги — тёмный и светлый (для аппликации)
14Натюрморт в графикеДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, гелевая ручка, чёрная гуашь; бумага
15Цвет в натюрмортеДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, кисти, большие листы бумаги
16Выразительные возможности натюрмортаДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага

В изобразительном искусстве натюрморт — это изображение неодушевлённых предметов, объединённых в единую композицию. Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Отметим два момента. Во-первых, натюрморт — это самостоятельная картина, по-своему раскрывающая одну из вечных тем искусства, а именно тему бытия человека. Можно определить сущность содержания натюрморта как отражение мировоззрения художника, определённое понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. Предметы, сделанные руками человека, несут на себе отпечаток его мыслей, желаний, влечений, служат человеку, радуют его. Недаром мы узнаём о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов страницами истории человечества. Во-вторых, натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией художника. Натюрморт используют в качестве учебной постановки, первичной стадии изучения натуры в период ученичества.

3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет

Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.

Темы уроков

17Образ человека – главная тема искусстваДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, бумага
18Конструкция головы человека и её пропорцииДля выполнения заданий понадобятся: цветная бумага, ножницы, клей
19Изображение головы человека в пространствеДля выполнения заданий понадобятся: простой карандаш или чёрная ручка, бумага
20Изображение головы человека в пространствеДля выполнения заданий понадобятся: простой карандаш или чёрная ручка, бумага
21Графический портретный рисунок и выразительность образа человекаДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, сангина или восковые мелки, бумага
22Графический портретный рисунок и выразительность образа человекаДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, сангина или восковые мелки, бумага
23Портрет в скульптуреДля выполнения заданий понадобятся: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка)
24Сатирические образы человекаДля выполнения заданий понадобятся: : карандаш, белая или тонированная бумага; белая или чёрная бумага, ножницы, клей
25Образные возможности освещения в портретеДля выполнения заданий понадобятся: цветная бумага, ножницы, клей; гуашь (три краски), кисть, бумага
26Портрет в живописиДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, кисти, бумага
27Роль цвета в портретеДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, восковые мелки или пастель, бумага
28Великие портретисты (обобщение темы)Для выполнения заданий понадобятся: гуашь или акварель, кисти, бумага

Основная задача этой четверти — приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру. Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое. Разговор пойдёт о том, что же делает портрет произведением искусства. Обычно различают сходство внешнее, ко торое имеет ценность как исторический документ или семейная реликвия, и сходство внутреннее, которое убеждает, что именно таким должен быть портретируемый. Художественный портрет, с одной стороны, передаёт внутреннее содержание портретируемого человека, его характер через передачу внешнего облика, а с другой — отражает мировоззрение самого художника, определённое понимание идеалов, которое присуще художнику как человеку своего времени. 

4 четверть. Человек и пространство. Пейзаж

Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.

Темы уроков

29Жанры в изобразительном искусствеДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, восковые мелки или пастель, бумага
30Изображение пространстваДля выполнения заданий понадобятся: карандаши, бумага
31Правила линейной и воздушной перспективыДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, гуашь ограниченной палитры цветов (или чёрная и белая гуашь), кисти, бумага
32Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространстваДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, кисти; бумага
33Пейзаж – настроение. Природа и художникДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, кисти, бумага
34Городской пейзажДля выполнения заданий понадобятся: бумага разная по тону, но сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей
35Городской пейзажДля выполнения заданий понадобятся: бумага разная по тону, но сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей

Последняя четверть года посвящена жанру пейзажа. Пейзаж — это прежде всего изображение пространства. Понимание пространства и способов его изображения на плоскости менялось на протяжении истории культуры вместе с изменением отношения человека к миру, его миропонимания. Жанр пейзажа, так же как жанры натюрморта и портрета, которым были посвящены предыдущие четверти года, рассматривается в его историческом развитии. 

Пейзаж — это лирический, исповедальный жанр изобразительного искусства, созвучный поэзии и музыке. Изучение жанра пейзажа очень удачно совпадает по времени с весной, когда природа очень изменчива и разнообразна (от последнего апрельского снега и половодья до цветущих садов и первой свежей зелени). Необходимы наблюдения за постоянно меняющимися состояниями весенней природы, характером и цветом неба, земли, воды, деревьев. Ведь для художника очень важно развивать умение (и желание) видеть, замечать, удивляться. Эти впечатления помогут создать образ в творческой работе. В работе над пейзажем особое значение наряду с творческим воображением и наблюдением за состояниями природы имеет восприятие и анализ работ художников, изучение различных вариантов композиционного решения, художественных техникк и манеры рисования.