Изобразительное искусство
СОШ 38
Композиция и дизайн
СОШ 38
Живопись и рисунок
СОШ 38
Регистрация
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.mbmacenko.ru/

Банк Интернет-портфолио учителей
Продленка
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Сообщество педагогов
Сейчас на сайте: 1

чат доступен
только пользователям

Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта - не воспитание
Эрнст Тельман

Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)

1 урок


 

Древний Египет – 4 тыс. до н.э. - 332 г. до н.э.

Древняя Греция – 8 в. до н.э. – V в. до н. э.​

Романский стиль – 11-12 в. н.э.​

Готика – 13-15 в.в.​

Ренессанс – XIIIXVII вв

Барокко – XVII вв.​

 

 

16 страница

Гуманизм – основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция – идеальный город. Леон Батиста Альберти “Десять книг о зодчестве”. Филиппо Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фиоре, Приют невинных, Площадь Сантиссимы Аннунциаты, Церковь Сан-Спирито.

Государство – республика и синьория стали требовать активности, гражданственности, просвещенности. Человек был провозглашен совершенным творением природы. Признание нравственной и эстетической ценности человеческой личности определило мировоззрение – гуманизм. Это обусловило обращение к античному идеалу. Соединение идеальной античной формы с чистотой христианской души, красотой сформировало культуру, известную как Возрождение или Ренессанс.

Возрождение – раннее – с начала 15 века. высокое первая треть 16 века, позднее – вторая половина 16 века.

17 страница

Наиболее полно ренессансную оценку личности раскрыл Пико делла Мирандола, у которого в центре Вселенной был поставлен человек. “Вертикальному” положению человека соответствовал “горизонтальный мир” – идеальный город Возрождения. Он мыслился как пространство, где человек чувствует себя свободно. Идея “разомкнутого” пространства стала главной идеей эпохи кватроченто (15 в.) Этот век назвали веком городской цивилизации. Наиболее полно эта идея отражена в книге Леона Батиста Альберти “Десять книг о зодчестве”. Он видел “идеальный” город как архитектурную декорацию со зданиями классического ордера. Основные принципы “идеального” города – симметрия, соразмерность, регулярность. В планировке города это означало наличие плана с выделением центральной оси. В декоре преобладали колонны, триумфальные арки, аркады. Сгруппированные колонны образовывали портики и украшали стену, служили межевыми столбами.

Иллюстрация: Школа Пьео делла Франчески, “Идеальный город”. 1460 г., Национальная галерея, Урбино.

18 страница

Важной городской составляющей по Альберти. был соборный купол. Его сфера – отображение Вселенной с Богом. собирала все городское пространство. Настоящим центром города стала площадь – символ мира, открытая по горизонтали. Альберти заложил основу ренессансной урбанистической теории. по которой город мыслился как совокупность архитектурных пространств. Теоретические положения Альберти опирались на практический опыт флорентийца Филиппо Брунеллески (1377 – 1446), величайшего реформатора архитектуры. Он создал ренессансное городское пространство и ренессансный тип здания – светский и культовый. Каждое здание архитектора имеет новый художественный облик. 

Иллюстрации: купол собора Санта-Мария дель Фиоре, 1420-1436; Собор Санта-Мария дель Фиоре, аксонометрия.

19 страница

В конструкции собора Санта-Мария дель Фиоре соблюдена система каркаса и заполнения, присущая готической конструкции – восемь каменных ребер – нервюр. А точный математический расчет делался по замерам античного купола Пантеона. Венчает купол изящный фонарик, как бы закрепляющий ось вращения. Его украшают сдвоенные коринфские капители и перевернутые римские консоли, которые Брунеллески превратил в завитки-волюты – излюбленный мотив итальянской архитектуры. Этот купол, возвышающийся над Флоренцией, стал символом мощи человеческого разума, вопротившего идею Ренессанса. Не новым было использование античного ордера при возведении Приюта невинных (1419-1424). Брунеллески придал фасаду вид колонной аркады из девяти арок, поднятой на девять ступенек, перекрытых арочными сводами. Своды увеличили глубину лоджии, расстояние между колоннами, уменьшило их толщину. Аркада завершается антаблементом, над которым возведен второй этаж с девятью прямоугольными окнами, украшенными треугольными фронтонами. Такие лоджии стали знаковыми для ренессансных фасадов общественных зданий.

Иллюстрации: Филиппо Брунеллески Приют невинных (1419-1424), колонная аркада, Флоренция

20 страница

За основу расчета был взят флорентийский локоть – старинная мера длины. Глубина каждого пролета лоджии равна 9 флорентийским локтям. Это установило соотношение между шириной арки и высотой колонн, а также высоту 2 этажа. В результате Брунеллески создал новую по форме постройку.  В ней целое основано на математическом равновесии вертикалей, горизонталей – отсюда ее легкость, изящество, простота. Гармония комплекса обусловлена пропорциями здания и площади, их соразмерностью. Напротив Приюта выстроили аналогичную Лоджию дома Братства сервитов (священников), которая вместе с портиком церкви Сантиссимы Аннунциаты (Благовещения) образовала площадь Сантиссимы Аннунциаты (1424-1429) - новый тип ренессансной площади, напоминающей клуатр (монастырский дворик с садом) с аркадами по периметру, со всех сторон разомкнутый. Новый ренессансный облик приобрела новая ренессансная базилика. Например, церковь Сан-Спирито (1436-1478) реализует идею рназомкнутого пространства идеального города. Взяв за основу план латинского икреста, архитектор прорезал стены и трансепты одинаковыми полукруглыми нишами-капеллами знатных флорентийских семей. 

Иллюстрация: Площадь Аннунциаты (1424-1429), вид от Аркады Приюта невинных.

21 страница

Широкими проемами они выходят в боковые нефы. Проемы окаймляют колонны коринфского ордера, той же высоты, что и колонны центрального нефа. Разместив такие же колонны по периметру трансепета и прямоугольной апсиды, Брунеллески превратил зал церкви в настоящий лес колонн. Центральный неф он перекрыл плоским кессонированным потолком, восходящим к античной традиции, а боковые нефы – легкими парусными сводами. Благодаря ним, нефы, наполненные светом, воспринимаются как преддверия капелл. При создании купола был также использован парусный свод, разделенный на мсегменты, подобно зонтику. Небольшие круглые окошки в его основании пропускают свет к средокрестию. Купол покоится на парусах.

Между коринфской карпителью и пятой арочного свода центральной колоннады Брунеллески поместил фрагмент антаблемента, в результате этого колоннада приобрела античный вид. Ребристый купол, плоский потолок центрального нефа, парусные своды боковых нефов, стройные коринфские колонны и арки придают интерьеру церкви черты парадного светского здания – перосторного, легкого, светлого. Заимствованное из античной храмовой архитектуры преобладание горизонтали, соответствовало проникновению светского духа в церковные обряды, что было типично для эпохи Возрождения. Именно такой тип базилики стал ориентиром для строительства культовых сооружений.

Иллюстрации: Купол. Старая Санкристия. Церковь Сан-Лоренцо (1421-14240, Флоренция; Интерьер. Церковь Сан-Спирито (1436-1478), Флоренция

Вопросы:

  1. Каким образом новое восприятие пространства и времени отразилось в архитектуре?
  2. Какие архитектурные приемы Брунеллески позволяют назвать его родоначальником ренессансной архитектуры? Для ответа используйте иллюстрации из задания 1.

Задание 1

Найдите сооружение Брунеллески, в котором закодировано посвящение Беатриче, учитывая, что в “Божественной комедии” она олицетворяет божественную благодать, символизируемую числом 9.

  1. Капелла деи Пацци, 1430. Церковь Санта-Кроче. Флоренция
  2. Приют невинных 1419-1424, Флоренция
  3. Дворец Питти 1427, Флоренция
  4. Центральный неф 1421, Церковь Сан-Лоренцо, Флоренция 

https://art.biblioclub.ru/index.php?page=style_info&nm=%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

 

 

 

 

 

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

 


В Средние века средоточием культуры, в том числе и художественной, были феодальный замок, храм и монастырь. Но с течением времени жизнь изменялась: 
возникали города, в них мануфактуры, развивался торговый обмен. Новые условия жизни породили и новое мышление, в основе которого лежало светское вольномыслие, противостоящее господствующему религиозному. Если христианская средневековая мораль предписывала человеку уповать на райскую жизнь вне земных пределов, то новое мировоззрение утверждало право человека на счастье в его земном бытии, причем под счастьем понималось его право на свободное развитие и проявление всех природных задатков, стремление к знаниям и к свободному творчеству.
Художники стали искать божественную красоту не на небе, а на земле, стремясь понять божественное через земное. Образцом для творчества они избрали античность, противопоставив ее готике. Вместо Священного Писания начали изучать сочинения античных авторов, в первую очередь произведения великого греческого мыслителя Платона. По инициативе банкира Козимо деи Медичи, некоронованного правителя Флоренции, была открыта Платоновская академия – собрание любителей и знатоков греческой философии.
Возрождая античные формы, художники утверждали при этом нравственную и эстетическую ценность личности. Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения новой эпохи. Место человека в мире очень точно обозначил итальянский философ и гуманист того времени Пико делла Мирандола, который говорил, что в центр мироздания он ставит человека, чтобы оттуда ему было удобно обозревать все, что есть в мире. Человек, созданный по «образу и подобию Божьему», способный видеть и воспринимать красоту окружающего мира, стал главной темой и литературы, и живописи, и скульптуры. Сложился тот комплекс культуры, который принято называть Ренессансом, или Возрождением. Это французское название переломной исторической эпохи в развитии итальянского, а затем и всего европейского искусства XV-XVI вв. Термин «Возрождение» впервые употребил итальянский художник Дж. Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Возрождением он назвал деятельность итальянских художников, противопоставивших эстетический античный идеал средневековому готическому. Эстетика итальянского Возрождения опиралась на те принципы красоты, которые были сформулированы выдающимся философом и богословом Фомой Аквинским. Согласно его теории, Божественная премудрость распространялась на все вокруг.
Художественная культура Возрождения открыла не только человека, но и тот реальный мир, в котором он жил. Природа и вещный мир уже изображались в 
позднем готическом искусстве. Однако художники Ренессанса не только воспроизводили натуру, они ее изучали и устанавливали определенные закономерности. 
Художественное видение мира сочеталось у них с научным, преимущественно математическим, взглядом на вещи. Крупнейший теоретик искусства Л. Б. Альберти в своих сочинениях о живописи, скульптуре и архитектуре подчеркивал, что математика является основой правильного отображения действительности. Важнейшим достижением стало открытие перспективы, полностью изменившее видение мира. Это чисто техническое средство организации пространства на плоскости определило точку зрения, с которой воспринималось все изображенное в живописной композиции.
Искусство Возрождения стремилось к рационализму, к научному взгляду на вещи, к реализации принципа - «подражать природе». При этом не забывали и о 
красоте, ибо, по словам Альберти, в живописи изящество не только приятно, но и необходимо, и искусство теряет смысл, если оно лишено эстетической прелести.
Становление и развитие ренессансной культуры являлось процессом длительным и неравномерным. Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше, чем в других странах, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью. 
Итальянское искусство Возрождения прошло несколько этапов. В искусствознании по традиции широко применяются итальянские наименования тех этапов-столетий, каждое из которых представляет определенную веху эволюции ренессансного искусства. Так, XIII в. именуется дученто (буквально - двухсотые), 
XIV в. - треченто (трехсотые), XV в. -  кватроченто (четырехсотые), XVI в.чинквиченто (пятисотые).
Первые сдвиги в изобразительном искусстве и литературе, наметившиеся во второй половине XIII в., своего рода «предвозрождение», получили название   
Проторенессанс.
Ему на смену в начале XIV столетия пришла волна готического искусства -эпоха треченто, расцвет которой охватывает последние две трети XIV в.
К началу XV в. относится ранний этап искусства Возрождения, обычно обозначаемый как кватроченто, или раннее Возрождение.
Своей полной завершенности оно достигло к концу XV-началу XVI в. Этот  период наивысшего расцвета, длившийся всего тридцать-сорок лет, называют Высоким, или классическим, Возрождением.
Последние две трети XVI столетия, ознаменованные усилением феодальной реакции и наступлением контрреформации, именуют периодом позднего Возрождения.