Изобразительное искусство
СОШ 38
Композиция и дизайн
СОШ 38
Живопись и рисунок
СОШ 38
Регистрация
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.mbmacenko.ru/

Банк Интернет-портфолио учителей
Продленка
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика
Сообщество педагогов
Сейчас на сайте: 5

чат доступен
только пользователям

Учитель - человек, который может делать трудные вещи лёгкими
Ральф Уолдо Эмерсон

Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)


Уроки 5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

I четверть. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Темы уроков

1Древние образы в народном искусствеДля выполнения заданий понадобятся: карандаши, цветные мелки, пастель, гуашь, акварель, кисти, бумага.
2Убранство русской избыДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, мелки, пастель, бумага
3Внутренний мир русской избыДля выполнения заданий понадобятся: карандаши, мелки, пастель, бумага
4Конструкция и декор предметов народного бытаДля выполнения заданий понадобятся: мелки, пастель, карандаши , бумага
5Конструкция и декор предметов народного бытаДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, бумага, кисть
6Русская народная вышивкаДля выполнения заданий понадобятся: карандаши, бумага
7Народный праздничный костюмДля выполнения заданий понадобятся: карандаши, бумага
8Народные праздничные обряды (обобщение темы)Для выполнения заданий понадобятся: гуашь, бумага, кисть

В течение I четверти происходит знакомство с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (язык знака, символизирующего некую идею),
совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.

Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.
Приобщение учащихся к народному (крестьянскому) искусству желательно осуществлять в системе Природа — Человек — Культура (Искусство), исходя из того, что народное искусство — это и сама природа, и историческая память народа, его отношение к миру. Такой подход даёт возможность рассматривать произведения крестьянского искусства с точки зрения отражения в них поэтических представлений человека о мире родной природы и большом мире Вселенной, сущностных сил мастера-земледельца, всей полноты его художественного дарования, а также во взаимосвязи с памятниками устно-поэтического, музыкального народного творчества.

II четверть. СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Темы уроков

9Древние образы в современных народных игрушкахДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, бумага, кисть
10Древние образы в современных народных игрушкахДля выполнения заданий понадобятся: пастель, мелки, бумага
11Искусство ГжелиДля выполнения заданий понадобятся: акварель, кисти, бумага для рисования
12Городецкая росписьДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, акварель, кисти, бумага
13ХохломаДля выполнения заданий понадобятся: гуашь , кисть, бумага
14Жостово. Роспись по металлуДля выполнения заданий понадобятся: гуашь, кисти, бумага
15Щепá. Роспись по лубу и деревуДля выполнения заданий понадобятся: большие листы бумаги, ножницы, клей
16Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)Для выполнения заданий понадобятся: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага

Во II четверти продолжается знакомство с народным искусством на примере традиционных народных художественных промыслов России (филимоновская, дымковская, каргопольская народная игрушка; Гжель, Городец, Хохлома, Жостово). Изделия традиционных промыслов — это творения ныне живущих мастеров и потому в них многое от нашего времени: и более высокий уровень профессионального мастерства, и обогащённые временем приёмы исполнения, и использование машинной техники параллельно с ручным трудом —рукотворчеством, и несколько иные мировосприятие и сам образ мастера, и более яркое проявление его индивидуальности.
Но наряду с этим современные народные промыслы сохраняют верность традиции, воспроизводя её через излюбленные образы и мотивы и их разнообразные варианты, через 
наследственную культуру народного мастерства, укрепляющую духовные связи между прошлым и настоящим. Настоящее, несущее в себе прошлое и обращённое в будущее, осуществляет живую связь веков. 

III четверть. ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ

 Темы уроков

17Зачем людям украшенияДля выполнения заданий понадобятся: карандаши, бумага
18Роль декоративного искусства в жизни обществаДля выполнения заданий понадобятся: цветная бумага, ножницы, клей
19Роль декоративного искусства в жизни обществаДля выполнения заданий понадобятся: цветная бумага, ножницы, клей
20Одежда говорит о человекеДля выполнения заданий понадобятся: чёрная ручка, акварель, бумага
21Одежда говорит о человекеДля выполнения заданий понадобятся: чёрная ручка, акварель, бумага
22Одежда говорит о человекеДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, уголь (или сангина, восковые мелки), бумага
23Одежда говорит о человекеДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, уголь (или сангина, восковые мелки), бумага
24О чём рассказывают нам гербы и эмблемыДля выполнения заданий понадобятся: карандаш гуашь, белая или тонированная бумага; кисть
25О чём рассказывают нам гербы и эмблемыДля выполнения заданий понадобятся: : карандаш гуашь, белая или тонированная бумага; кисть
26О чём рассказывают нам гербы и эмблемыДля выполнения заданий понадобятся: : карандаш гуашь, белая или тонированная бумага; кисть
27Символы и эмблемы в современном обществеДля выполнения заданий понадобятся: карандаш гуашь, белая или тонированная бумага; кисть
28Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)Для выполнения заданий понадобятся: гуашь или акварель, кисти, бумага

Уроки этой четверти вводят в область классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных времён и народов, следует акцентировать внимание на  социальной функции этого искусства, определяя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Одновременно с этим затрагивается ещё один важный аспект — взаимосвязь мировоззрения людей конкретной эпохи и образного строя произведений декоративно-прикладного искусства.

IV четверть.  ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Темы уроков

29Современное выставочное искусствоДля выполнения заданий понадобятся: гуашь или акварель, кисти, бумага
30Современное выставочное искусствоДля выполнения заданий понадобятся: гуашь или акварель, кисти, бумага
31Ты сам мастерДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, гуашь , кисти, бумага; лоскутки, клей, картон
32Ты сам мастерДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, гуашь, кисти, бумага; цветная бумага, клей, картон
33Ты сам мастерДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, гуашь, кисти, бумага; цветная бумага, клей, картон
34Ты сам мастерДля выполнения заданий понадобятся: карандаш, гуашь, кисти, бумага; цветная бумага, клей, картон
35Ты сам мастер (обобщающий урок)Для выполнения заданий понадобятся: карандаш, гуашь, кисти, бумага; цветная бумага, клей, картон

Тема года логически завершается современным декоративно-прикладным искусством, знакомство с которым выводит учащихся на новую ступень восприятия и осмысления его художественно-образного языка, адекватного требованиям времени. Это позволяет увидеть разнообразие новых, неожиданных образно-пластических решений в различных материалах и техниках декоративного искусства (керамика, художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани).   В современном мире наблюдаются взаимопроникновение и взаимообогащение видов искусств. Эта тенденция со всей очевидностью просматривается в области декоративных искусств.
Художник-прикладник, создавая художественный образ, обогащает его средствами других пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Вместе с тем он стремится к созданию произведений, вступающих во взаимодействие, синтез с другими предметами и архитектурным пространством. 

Знакомясь с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла, всматриваясь в образный строй произведений искусства, надо воспринимать их с точки зрения единства формы (способа существования содержания, его конкретного воплощения и выражения) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявлять средства, используемые художником в процессе воплощения замысла.